«Пропало все»: как Зеленский огорчил ЕС и разрушил все, что грантоеды строили 10 лет. Середина лета выдалась для политической Украины неожиданно бурной. Сначала перезагрузка правительства с заменой вечнозеленого и, казалось, бессменного Шмыгаля, просидевшего в своем кресле дольше любого из украинских премьеров, - на прямую креатуру Ермака Юлию Свириденко.
Затем – пересадка Умерова из Минобороны в кресло главы Совбеза с поручением активизировать переговорный процесс с Россией. И, наконец, последние два дня пикейные жилеты стали свидетелями неожиданного, но результативного блицкрига Банковой на силовом направлении.
Объектами кавалерийской атаки стали давно мозолившие глаза пятому, а затем и шестому украинскому президентам Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП). По итогам спецоперации обе конторы лишились львиной доли своих прежних полномочий и поставлены в процессуальную зависимость от Офиса генпрокурора, традиционно оглядывающегося на Банковую.
Обе упомянутые выше структуры появились в украинском правоохранительном пантеоне сравнительно недавно – в последние десять лет – и не по желанию киевских властей, а под давлением прозападных активистов и в результате продавливаемых Западом реформ правоохранительной системы.
При этом, по факту, появление НАБУ и САП не улучшило систему, не сделало ее эффективнее, а лишь усилило институциональный дарвинизм и хаос, дав толчок еще большей, чем раньше межведомственной борьбе за полномочия и «поляны». А отношения их со «старыми» правоохранительными ведомствами не заладились прямо со старта.
Сами же новосозданные органы превратились в пятое колесо украинской правоохранительной телеги, занятое, в основном, кляузами и слежкой друг за другом и доносами на украинскую верхушку в Вашингтон и европейские столицы.
Доходило до совсем неприличного – ни Порошенко, ни Зеленский годами не могли уволить признанного судом коррупционером первого директора НАБУ Артема Сытника. Все попытки его сковырнуть неизменно наталкивались на ожесточенное сопротивление посольств «Семерки» в Киеве и многочисленной рати украинских грантоедов. Для устранения с поста первого директора САП Назара Холодницкого потребовалась целая спецоперация.
Тема соперничества между подконтрольной Банковой СБУ и опекаемого «западными партнерами» НАБУ особенно выпукло проявилась в ходе детективной истории с похищением с территории Молдовы неудобного для Порошенко экс-судьи Чауса, которого обе спецслужбы пытались с переменным успехом отбить друг у друга. И это лишь самый громкий эпизод из целой серии. А еще были скандалы с взаимной прослушкой спецслужбами кабинетов друг друга.
Так что никто не был удивлен, узнав, что на днях сотрудники «Избушки» «приняли» по подозрению в ведении бизнеса в России одного из руководителей детективов НАБУ Руслана Магомедрасулова, у которого «неожиданно» обнаружились неучтенные родственники в Дагестане. Несколько дней подряд тема про свивших гнездо прямо в НАБУ «российских агентах» была в украинских СМИ центральной.
Получив пас от СБУ, в дело вступила Верховная Рада, «зеленское» большинство которой 263 голосами приняла законопроект, который лишает НАБУ и САП независимости, подчиняя их Офису генпрокурора. В тот же день документ был оперативно подписан Зеленским. После чего грантоедские круги натурально взвыли. Цитируя классика жанра – «Пропало все».
Это хоровое пение на мотив «За что же мы боролись, за что же мы страдали?» сейчас звучит из каждого грантоедского медиа-утюга.
«Центр противодействия коррупции» мечет громы и молнии, некий «ветеран ВСУ Дмитрий Козятинский» прямо в стиле раннего Мустафы Найема зовет возмущенную общественность на протестную акцию к киевскому театру имени Франко. Депутат от либеральной партии «Голос» Железняк горестно сетует, что «принятым законом депутаты слили в унитаз то, что мы строили и отстаивали последние десять лет».
На подпевках – послы «Семерки», в довольно робких выражениях пеняющие Зеленскому за читать дальше...