С момента, когда люди научились перемещать тяжелые конструкции, история архитектуры не перестает удивлять. Древние египтяне использовали животных и людей для транспортировки массивных блоков, а в XX веке эта практика начала развиваться в новых масштабах.
Заброшенные драгоценности: Американские многоэтажки
С США связано множество примеров успешного перемещения зданий. В XIX - начале XX века многие деревянные дома не имели сложных коммуникаций, что делало их мобильными. В 1888 году на Кони-Айленде один отель удалось переместить на 150 метров с помощью 112 тележек и шести паровозов. На протяжении двух дней отель акуратно переместили на новое место, по пути сохранив все его коммуникации.
Технологии перемещения достигли удивительного уровня. Перед тем как начать передвижение кирпичных и бетонных зданий, мастера отрезали их от фундамента и создавали специальные подушки из бетона. Неудивительно, что в 1908 году в Индианаполисе целое восьмиэтажное здание с рабочими внутри было успешно перемещено, и это заняло больше месяца.
Советский Союз: Мощь и инженерная мысль
Не остался в стороне и Советский Союз. В XIX веке был перемещён первый кирпичный дом в Москве, что потребовало колоссальных усилий – 60 лошадей и 100 человек. В 1935 году в рамках генерального плана реконструкции столицы было предложено переместить целые здания, чтобы не препятствовать строительству новых объектов.
Например, в одном из случаев жильцов даже не эвакуировали, как это было в случае с домом на Садовнической улице. Перемещение проводилось плавно и осторожно, и жильцы остались с газом и водой.
Почему сегодня это стало редкостью?
Современные города стали слишком плотными. Перемещение многоэтажек становится экономически нецелесообразным. Устойчивые девятиэтажки и небоскребы не поддаются аналогичным манипуляциям. Снести старое здание и построить новое обойдется намного дешевле, чем переоснащать все коммуникации и заботиться о сохранности конструкции.
Тем не менее, даже сейчас случаются интересные случаи — например, старые водонапорные башни. Если они мешают новым строительным проектам, их осторожно передвигают на короткие расстояния. Технологии перемещения многократно усовершенствовались, но экономическая целесообразность все еще остается под вопросом. Способности человека удивляют, и на фоне современных технологий можно лишь задуматься над тем, сколько еще можно добиться в этой области.






























