Контроль онлайн-покупок: закон нового времени
С 2025 года в России вступил в силу закон № 41-ФЗ, который кардинально меняет правила игры в сфере онлайн-торговли. Теперь все маркетплейсы обязаны по просьбе правоохранительных органов предоставлять личные данные своих клиентов. Эта инициатива предполагает создание более строгой системы контроля за онлайн-покупками, что вызывает много вопросов о ее целесообразности и последствиях, пишет Дзен-канал "Просто о сложном".
Что именно будет контролироваться?
Согласно новому законодательству, список информации, подлежащей передаче, весьма обширен. Он включает в себя:
- ФИО, номер телефона, адрес регистрации и электронную почту клиентов, предоставленные при регистрации на платформе;
- Все изменения, связанные с номером телефона пользователей;
- Историю покупок, включая стоимость и адреса доставки;
- Данные о транспортных билетах, купленных через агрегаторы, включая маршрут, даты и паспортные данные;
- Информацию о способах оплаты, включая банковские реквизиты и идентификаторы платежей.
Зачем это нужно?
Официальная версия заключается в борьбе с киберпреступностью и обеспечении безопасности граждан. Однако эксперты высказывают сомнения по поводу истинных намерений властей. По их мнению, собранная информация не только поможет в борьбе с преступностью, но также станет инструментом для анализа финансового состояния граждан. Это может быть использовано как в целях выявления уклонения от уплаты налогов, так и для борьбы с коррупционными схемами.
Кроме того, отслеживание покупок позволит правоохранительным органам легче распознавать фактическое местоположение граждан, основываясь на адресах доставки. Таким образом, контроль за онлайн-покупками станет новым инструментом для мониторинга граждан, что вызывает обеспокоенность по поводу соблюдения прав на личную жизнь.































