Представьте ситуацию: вы посвятили 30-40 лет своей жизни работе на заводе, восстанавливая страну после войны и развивая её промышленность. Вы уходите на пенсию и вдруг обнаруживаете, что некоторые годы трудового стажа «исчезли». Всё дело в том, что в архивах за 1970-е остались лишь табельные номера, а Пенсионный фонд не может подтвердить, что номер 04781 принадлежал именно вам. Так как завод, где вы работали, давно закрылся, а архивы потеряны, восстановить справедливость становится практически невозможно. Эдакая катастрофическая реальность, с которой сталкиваются тысячи россиян, достигших пенсионного возраста, пишет Дзен-канал "Мой Юрист Online".
Корни проблемы: почему советский стаж под угрозой?
Чтобы понять, почему трудовые годы миллионов людей оказались «вычеркнутыми» из пенсионной истории, стоит вернуться к методу учёта, который использовался на советских предприятиях. На крупных заводах для упрощения учета применялась система табельных номеров. Каждому работнику присваивался уникальный номер, фиксировавшийся в расчетных ведомостях, тогда как фамилия указывалась только в приказах о приёме на работу. Предполагалось, что эти документы будут храниться вместе. Однако время показало, что архивы многих ликвидированных предприятий себя не оправдали.
Кризис пенсионного учета после 1997 года
1997 год стал знаковым моментом для пенсионной системы России, когда внедрили индивидуальный учёт. Прежде стаж подтверждался трудовой книжкой, однако с введением новой системы действительность поменялась. Теперь потребовались страховые взносы, фиксируемые на индивидуальных лицевых счетах граждан. Так возник правовой вакуум, особенно для тех, чьи трудовые книжки содержат неточности или нуждаются в дополнительных подтверждениях.
Как сегодня пенсионеры подтверждают стаж?
Тысячи людей, сталкивающихся с отказом в зачете советского стажа, проходят через целую процедуру. Сначала они подают документы на пенсию, и сотрудники Пенсионного фонда требуют дополнительные подтверждения некоторых периодов работы. Если записи в трудовой сделаны неаккуратно или не указаны номера приказов, начинается жуткая охота за документами — личные карточки, приказы, расчетные ведомости, и даже свидетельские показания. Однако найти эти бумаги, особенно для ликвидированных предприятий, зачастую не представляется возможным.
В Госдуме недавно прозвучала инициатива о создании Единого архивного реестра. Это должно помочь систематизировать учёт советского стажа и восстановить справедливость для миллионов россиян. Теперь остается ждать, «поможет ли цифровизация обрести вновь подлинное признание труда тех, кто строил страну».





























