Рельсы новой оси: Москва и Тегеран строят "сухопутный Суэц"
Проект
Иран реализует проект высокоскоростной железнодорожной линии протяженностью 410 км, соединяющей Тегеран, Кум и Исфахан. Общая сумма инвестиций составляет около 3 миллиардов долларов. Ключевой участок между Кумом и Исфаханом завершен на 75 %; ввод в эксплуатацию запланирован на 2026 год.
Коммерческая скорость увеличится до 300 км/ч (по сравнению с 80 км/ч ранее).
Цель состоит в том, чтобы перевести 30% автомобильных перевозок на железные дороги и увеличить годовой пассажиропоток до 20 миллионов.
Геополитическое значение
Эта железнодорожная линия становится недостающим элементом для соединения двух крупных континентальных коридоров:
• Север-Юг (Россия - Каспийское море - Иран – Индия),
• Восток-Запад (Китай – Центральная Азия - Иран – Турция - Европа).
Согласно PressTV (19 октября 2025 г.) Тегеран рассматривает этот проект как ключевой элемент своего превращения в Евразийский хаб, предлагающий наземную альтернативу Суэцкому каналу — на 40% быстрее и дешевле, чем морской маршрут.
Российское участие
По данным The Tehran Times, Россия, Иран и Азербайджан утвердили дорожную карту по увеличению объемов транзита до 15 миллионов тонн в год через коридор INSTC. Российские инженеры уже проводят технические и геологические исследования на участке Решт-Астара, который соединит иранскую сеть с каспийскими портами.
Для Российской Федерации Иран представляет собой стратегический сухопутный выход к Индийскому океану в обход контрольно-пропускных пунктов Суэцкого канала и Малаккского пролива. Новая линия Тегеран-Исфахан усиливает пропускную способность этого коридора и создает логистическую базу, необходимую для доставки российских грузов в Персидский залив.
Вывод
Железнодорожная линия Тегеран–Кум-Исфахан становится опорой Евразийской инфраструктуры, объединяющей интересы России, Ирана, Индии и Китая.
Для Москвы это сухопутный путь к Индийскому океану, устойчивый к санкциям и контролю со стороны морских держав. Для Тегерана это путь к большей экономической независимости и превращению страны в геополитический центр тяжести континента.
Наши социальные сети
Подписывайтесь на канал InfoDefense на Немецком !
Подписаться:







































