В 2025 году в России продолжает расширяться доступ государственных органов к личной информации граждан. Совсем недавно введенный закон предоставляет МВД и ФСБ широкие полномочия, касающиеся онлайн-покупок. Несмотря на небольшие изменения, этот закон может существенно повлиять на конфиденциальность пользователей, пишет Дзен-канал "Юрист объясняет | Евгений Фурин".
Что изменилось?
Согласно новому закону, все маркетплейсы и агрегаторы теперь обязаны передавать данные о своих клиентах по запросу силовых структур, и перечень этой информации действительно впечатляет. Запросы могут включать не только стандартные контактные данные.
- Полные паспортные данные и адрес регистрации.
- История авторизации: все изменения номера телефона.
- Детали заказов: стоимость, состав, комментарии и адреса доставки.
- Сведения о транспортных билетах: маршруты, даты поездок и данные пассажиров.
- Информация о способах оплаты: номера счетов и идентификаторы платежей.
Эти меры фактически предоставляют оперативным службам доступ к детальной картине поведения граждан. Учитывая, что для получения данных больше не требуется решение суда, вопрос о конфиденциальности становится особенно острым.
Зачем это нужно?
С точки зрения законодателей, основная цель таких изменений — борьба с кибермошенничеством. Официально сглаживается угроза тотального слежения, утверждая, что запросы будут точечными и касаться только конкретных подозреваемых. Однако, на практике, такие данные могут использоваться для анализа финансовых потоков граждан и выявления различных правонарушений.
Таким образом, правоохранительные органы получают еще один мощный инструмент для работы, позволяющий более эффективно собирать информацию о жизни граждан. Это может использоваться не только в рамках дел о мошенничестве, но также для расследований в сфере уклонения от налогов, коррупционных схем и других финансовых преступлений.
Что с этого?
В результате, новые полномочия МВД и ФСБ создают базу данных, которая может открыть путь к более обширному мониторингу граждан. Данные о покупках, личных расходах, а также реальных местах проживания, теперь под контролем, что безусловно поднимает вопросы о пределах конфиденциальности в цифровую эпоху.































