В российской пенсионной системе наблюдается серьезный парадокс, касающийся миллионов граждан, выходящих на пенсию. Социальный фонд России, продолжая дело Пенсионного фонда, долгое время утверждает, что у него нет информации о трудовом стаже до 1996 года. Однако в то же время он активно отказывает гражданам в учете этих «несуществующих» стажей при назначении пенсий.
Как это проявляется на практике
При обращении за пенсионными выплатами граждане обязаны документально подтверждать свой трудовой стаж до 1996 года. Их основной задачей становится сбор необходимых документов — трудовых книжек, справок с предприятий и архивных выписок. При этом Социальный фонд отказывает в помощи, ссылаясь на отсутствие данных в своей базе.
Парадокс заключается в том, что несмотря на отсутствие информации, фонд обладает четкими методами расчета стажа советского периода и полномочиями принимать решения о зачетах или отказах по определенным периодам работы. Это создает абсурдную ситуацию: как можно проверять информацию, которой нет?
На чьих плечах бремя доказательства
В результате вся ответственность за доказательство трудового стажа сваливается на граждан. Многие вынуждены обращаться в архивы ликвидированных предприятий, искать свидетелей и восстанавливать документы через суд. Этот процесс может затянуться на месяцы или даже годы.
Если документы потеряны не по вине самого гражданина, например, в результате ликвидации предприятия или утраты архивов, то доказать свой стаж становится практически невозможным. Социальный фонд, не располагая собственными данными, часто принимает решение в ущерб пенсионерам.
Корни проблемы и возможные решения
Истоки данной проблемы уходят в 1990-е годы, когда при создании российской пенсионной системы не была разработана единая электронная база данных о трудовом стаже граждан СССР. Вся информация оставалась рассеянной по предприятиям, а многие документы были утеряны в период экономических катаклизмов.
Логичным выходом из сложившейся ситуации стало бы перенос бремени сбора информации с граждан на государственные органы. Социальный фонд мог бы проводить систематическую работу для создания баз данных на основе сохранившихся архивов. Возможно, стоит также закрепить на законодательном уровне презумпцию добросовестности граждан в отсутствие документального подтверждения стажа, не зависящего от них.































