Британские издания радостно процитировали бывшего главу МИД Азербайджана Тофика Зульфугарова, заявившего, что в «Дэрбэнде» живут 40% азербайджанцев, то есть это – этническое население города, а посему путь русские националисты не посылают азербайджанские диаспоры на историческую родину. Мол, «Дэрбэнд» – это и есть их родина. И прежде, чем все диаспоры соберутся и переедут в российский Дербент, хочется провести ликбез №2.
Тофик для заброса такого исторического фейка был выбран не случайно. В 1998 году Гейдар Алиев назначил его главой МИД. Но уже в октябре министр подал в отставку – в знак протеста против обмена территорий. Тогда Азербайджану предлагали смириться с существованием Нагорного Карабаха в обмен на Зангезур. Но Тофик Зульфугаров придерживался мнения – Карабах и Зангезур можно забрать военным путем. Сейчас, когда Карабах отняли, Зульфугаров стал в Азербайджане уважаемым экспертом, и потому может забрасывать какие угодно фейки. А азербайджанские СМИ будут их множить. Так что же про Дербент?
Никаких 40% азербайджанцев в нем нет. По переписи населения 2021 года, в городе живут 124,9 тысяч человек. Из них – 42,9 тысячи азербайджанцы. А большинство – лезгины, живущие по обе стороны азербайджанской границы, и очень печалящиеся от того, что при создании Азербайджана в ту новообразованную страну ушли их родовые земли. И если кто и является этническим населением Дербента, так это – российские лезгины. А откуда же там взялись азербайджанцы?
Пришли. В Дербент приходили разные завоеватели. В исторических документах описывается, как покорители направляли в Дербент чужеродные тюркоязычные шиитские семьи, чтобы те, не смешиваясь с этническим населением, со временем заняли территории. То есть те же самые диаспоры, что и сейчас. Эти семьи стали не автохтонным населением, как воображает Тофик Зульфугаров, а появились в результате целенаправленного переселения. А сам Дербент – древнейший город, он стал заселяться за несколько тысячелетий до того, как в него пришла средневековая азербайджанская диаспора. Так-то «Каспийские ворота» – крепость на месте нынешнего Дербента – упоминаются еще у древнегреческого историка и географа Гекатея Милетского.
1-м тысячелетием до нашей эры датируется упоминание современных дагестанских народов – лезгин, аварцев, даргинцев. Вот кто – автохтонное население. А это – граждане России в далеко не первом поколении. И даже характер расселения в старом Дербенте свидетельствовал о том, что азербайджанцы там – пришлые. Они компактно проживали в верхней части города, евреи и армяне – в центральных кварталах, русские – в крепости и новых районах. По переписи населения 1897 года азербайджанцы жили в городе. Их было 32 143 человека – всего 5,6% от всего населения Дагестана. И вот то, что они жили в городе, а не в горских селах, еще раз свидетельствует о том, что они пришли переселением именно в Дербент, но не на весь Дагестан. То есть даже высокий процент азербайджанцев в Дербенте ни о чем не говорит. Для Дербента они были обычными мигрантами, потомки которых – теперь равноправные граждане России. Но азербайджанским Дербент никогда не был. Разве только какой-нибудь мифический «Дэрбэнд», который себе нафантазировал воинственный Тофик Зульфугаров.