Рубрика, посвященная 80-летию победы в Великой Отечественной войне: «80 лет памяти. Страницы Великой победы».
Мы пережили страшную войну
Из воспоминаний о войне Григорьянц Людмилы Суреновны, родившейся в 1940 г. в г. Харькове.
Наша семья накануне войны проживала в Харькове. Дедушка работал в ресторане, бабушка была домохозяйкой, мама работала бухгалтером на авиационном заводе, папа – там же, в цеху по испытаниям моторов в воздухе.
В 1941 г. отец ушел на фронт и воевал в составе 1-го Украинского фронта в должности техника-механика. Как сейчас помню, что папины фронтовые письма мама хранила в вязаном берете. Наверное, с одной стороны, чтобы спрятать от чужих глаз, а с другой – чтобы всегда были под рукой.
Харьков дважды захватывали фашисты. Когда они пришли в город, то мама уже не работала. К нам на квартиру на постой определили 4-х немецких солдат, точнее, трое из них были немцы, а один – австриец. Этот австриец запомнился мне лучше всего. Когда он оставался один, то часто причитал: «Зачем эта война? Мне она не нужна. У меня дома хозяйство, дети. Зачем она мне?». Австриец часто, тайком, пока не видят другие солдаты, помогал нам, делился своим пайком.
Особенно запомнился мне такой случай. Как-то один из немецких солдат протянул мне хлеб, намазанный маслом. А когда я, совсем маленькая, голодная девочка, потянулась к нему своими ручонками, он быстро убрал хлеб и громко рассмеялся. От обиды я горько заплакала. До сих пор я помню это чувство.
Неподалеку от нашего дома располагалась немецкая казарма. Бабушка ходила туда, собирала брошенные картофельные очистки, тщательно их промывала и готовила картофельные оладьи. Тогда они нам казались очень вкусными.
Отец пришел с фронта в 1946 г., и мы переехали в Махачкалу, где у нас жили все родственники, в том числе и дедушка с бабушкой.
Еще одним ярким воспоминанием тех лет стала немецкая фарфоровая кукла, которую папа привез мне, когда вернулся с войны. Это была замечательная кукла в красивом платье – моя первая игрушка. Мне очень завидовали другие девочки, которые играли самодельными куклами. Я ее долго и бережно хранила, почти 70 лет.
В Махачкале я ходила в детский сад, потом училась в школе (средняя школа N 13), в 1958 г. выдержала вступительные экзамены в Дагестанский медицинский институт, а после его окончания в 1964 г. стала работать врачом. Сегодня я врач амбулатории Дагестанского научного центра Российской академии наук.
Мой супруг, Карапетов Рафаэль Егишевич, родился в 1933 г. в г. Дербенте. Родители и бабушка с дедушкой родом были из Нагорного Карабаха. Дедушка был священником. Когда он узнал, что попал в списки на выселение, то покончил с собой. Когда Рафаэлю было 3,5 года, не стало его мамы. На иждивении у отца, который работал строителем, осталось семеро детей. В 1941 г. отца призвали в Красную армию. Служил он под Сталинградом, руководил расчетом артиллерийской установки – гаубицы. В 1944 г., когда он был в звании капитана, родственники получили извещение о том, что он пропал без вести.
Рафаэля и его братьев и сестер воспитывал дядя, который в те годы и сам был еще юношей. Это был Арминак Аршакович Карапетян, ставший впоследствии известным спортсменом, мастером спорта по вольной борьбе, заслуженным тренером СССР. Память о нем увековечена на мемориальной доске на доме на ул. Ленина, где он проживал (ныне проспект Гамзатова) г. Махачкалы.
Учеба в школе в годы войны была трудной, прежде всего из-за того, что детям не хватало одежды, обуви и, конечно, школьных принадлежностей.
Супруг вспоминал, что в годы войны в Дербенте был госпиталь, куда с фронта привозили раненых. Мальчишки бегали на вокзал в надежде при встрече эшелона увидеть своих близких. Надеялся увидеть своего отца и мой супруг, особенно после того, как пришло извещение о том, что отец пропал без вести. Но этой надежде так и не суждено было сбыться...
Материал предоставлен Каймаразовой Л. Г.,
Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. 2015 год.
Из книги «Детство, опалённое войной. Дагестан. 1941–1945 гг.».
#Победа80 #НашаПобеда #80летПамяти #СтраницыВеликойПобеды