: высокогорная кузница дагестанских ремёсел
Селение Гоцатль в Хунзахском районе - один из крупнейших и наиболее известных центров народных художественных промыслов Дагестана. Здесь издавна развивались медночеканное ремесло, ювелирное дело и оружейное мастерство.
Уже в XVII–XVIII веках гоцатлинские ювелиры достигли высокого уровня искусства. Они создавали из серебраженские украшения - подвески, браслеты, кольца, серьги, пояса и декоративные элементы головных уборов. Для отделки широко использовались чернь, филигрань и полудрагоценные камни.
Гоцатль длительное время снабжал медной посудой центральные и северные районы нагорного Дагестана. Мастера изготавливали крупные водоносные кувшины, небольшие сосуды для питья и умывания, ритуальные подносы, котлы и другую кухонную утварь. Эти изделия сочетали функциональность с декоративной выразительностью и нередко становились украшением горских домов.
В XIX–XX веках особого развития достигло производство мужских серебряных наборных поясов, газырей, кинжалов и шашек. В отличие от продукции лакских и кубачинских оружейников, гоцатлинское оружие отличалось сдержанным декором: крупный черневой орнамент наносили преимущественно на участки, требующие прочности, - окончания и середину ножен, рукояти кремнёвых пистолетов, соединения ложа со стволом.
Центральное место в женском костюме занимали филигранные украшения, ассортимент которых был особенно богат. Гоцатлинские изделия пользовались спросом во многих селениях Дагестана и всего Северного Кавказа.
В XX веке ремесло получило новое развитие благодаря Магомеду Джамалудинову, организовавшему артель, позднее преобразованную в Гоцатлинский художественный комбинат. Комбинат выпускал изделия из серебра и мельхиора - кувшины, рюмки, декоративные вазы, винные и коньячные сервизы, а также медночеканную посуду. Среди мастеров, формировавших современное гоцатлинское искусство, выделяются братья Гаджиахмедовы, М. Батыралиев, Т. Б. Гаджимирзоев, Б. Гимбатов и многие другие.
Сегодня черневой узор остаётся ключевым элементом гоцатлинского стиля. В отличие от кубачинской манеры, здесь орнамент размещается свободно и крупно, сохраняет графическую строгость и подчёркивает центральный мотив, окружённый мелким свободным узором.
Различают несколько традиционных разновидностей орнамента:
жураб-накъиш - строгая последовательность стилизованных растительных элементов;
дамган - симметричный узор, характерный для женских украшений;
чеэраб-накъиш - чёрный рисунок на белом фоне;
кахаб-накъиш - белый орнамент на чёрном фоне.
Работы гоцатлинских мастеров неоднократно экспонировались на российских и международных выставках и сегодня хранятся в крупнейших музеях страны.













































