В октябре 2025 года «Объединение перевозчиков России» представило обширный экономический анализ, посвящённый законопроекту № 10261908, который затрагивает рынок грузоперевозок. Основная задача исследования заключалась в том, чтобы оценить, как изменения в Налоговом кодексе, вступающие в силу с 2026 года, повлияют на финансовую нагрузку различных категорий перевозчиков, а также на долю малого и среднего бизнеса в результате этих изменений.
Представленный законопроект, который был внесён в Государственную Думу в конце сентября, предполагает переработку правил применения специальных налоговых режимов, таких как ПСН, УСН и НПД. Поправки, разработанные Минфином, уже получили одобрение правительства и прямо затрагивают малый и средний бизнес в России.
Грузоперевозки в цифрах
На текущий момент общий объём грузоперевозок в стране оценивается примерно в 4 триллиона рублей в год, из которых до 40% приходится на крупный бизнес. Минимальные расходы на перевозку составляют около 100 рублей за километр, однако с учетом ожидаемого роста налоговой и административной нагрузки на 10-12%, эта сумма может возрасти до 110-112 рублей за километр.
При рыночной цене в пределах 30-70 рублей за километр многие перевозчики уже находятся на грани убыточности. Если тенденция на повышение затрат продолжится, это может сделать российских перевозчиков неконкурентоспособными по сравнению с иностранными на рынке каботажа. В этом году уже наблюдается значительный уход перевозчиков с рынка: по данным различных аналитиков, до 20% бизнеса покинуло рынок за первый квартал 2025 года из-за растущих затрат.
Налоговые изменения и их последствия
- Прогнозируется, что увеличение налоговой нагрузки обернётся ростом затрат на 12% для малого бизнеса, на 10% для среднего и на 8% для крупного.
- Отмена патентной системы станет особенно чувствительной для маленьких перевозчиков, в то время как увеличение ставок по НДС и порога счета также значительно повысит затраты на бухгалтерию.
Как отмечает «Объединение перевозчиков», значительная часть российских транспортных компаний может уйти с рынка до 2026 года, уступив своё место иностранным перевозчикам, которые не будут обременены налогами в российский бюджет. Предполагается, что дополнительные налоговые поступления составят менее 2 триллионов рублей, что окажется существенно ниже ожиданий властей.
Перспективы малых и средних перевозчиков
На данный момент около 60-70% всех перевозчиков составляют малые и средние компании, и финансовая ситуация среди них вызывает серьёзную озабоченность. Малый бизнес чаще всего работает на упрощённой системе налогообложения без возможности вычета НДС, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с крупными игроками, использующими общую систему налогообложения.
Специалисты прогнозируют, что к концу 2025 года уйдут до 50% малых и средних перевозчиков, что приведёт к значительной концентрации рынка и усилению разрыва между крупными и малым бизнесом. В условиях текущих экономических реалий малые перевозчики остаются зависимыми от устаревшего автопарка и минимальных марж, что явно не прибавляет оптимизма к будущему отрасли.































