20 мая в России отмечается День Волги. Волга – одна из крупнейших рек не только в России, но и в Европе. Ее протяженность составляет 3530 километров. Сегодня в рубрике #ауреки расскажем историю строительства уникального гидротехнического сооружения - Волго-Донского судоходного канала.
Канал соединяет две крупнейшие российские реки: Волгу и Дон, обеспечивая таким образом транспортную связь Каспийского моря с Азовским и Черным морями, а значит, и с мировым океаном.
Идея соединения рек Волги и Дона возникла ещё в древности. Первые попытки были предприняты ещё во времена Петра I, однако технические возможности того времени не позволили реализовать проект. Лишь в советское время, благодаря развитию технологий и масштабному индустриальному строительству, стало возможным осуществить задуманное.
Строительство канала началось в 1948 году и продолжалось три с половиной года. Работали тысячи людей, включая заключенных ГУЛАГа. Официальная церемония открытия состоялась 31 мая 1952 года. Канал получил название имени Ленина, которое сохранилось вплоть до распада СССР.
Волго-Донской канал стал важным транспортным маршрутом, обеспечивающим водное сообщение между Каспийским морем и Азово-Черноморским бассейном.
Через него ежегодно перевозится огромное количество грузов: нефть, зерно, строительные материалы, оборудование и другие товары. Это позволяет существенно сократить транспортные расходы и ускорить доставку товаров.
Длина канала составляет около 101 километра. Он включает в себя систему шлюзов, позволяющих судам преодолевать разницу высот между Волгой и Доном. Всего построено пять шлюзов, каждый высотой от 7 до 11 метров.
Ширина канала варьируется от 50 до 150 метров, глубина достигает 5–6 метров.
Канал оснащен системой водохранилищ, регулирующих уровень воды. Важнейшими являются Цимлянское и Волгоградское водохранилища.