В Совете Федерации России состоялось важное совещание, на котором парламентарии и эксперты исследовали необходимость формирования новой системы технического учёта жилых зданий. Участники отметили, что многие регионы страны не имеют архивов БТИ, что затрудняет работу по учёту и паспортизации жилья. Поэтому стало актуальным внедрение единого подхода к техучёту на всей территории страны.
Электронные паспорта с 2026 года
С 1 марта 2026 года управляющие организации, товарищества собственников жилья и кооперативы станут активными участниками формирования электронных паспортов многоквартирных домов, которые будут учитываться в Единой информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Подготовка соответствующих подзаконных актов сейчас ведется Министерством строительства Российской Федерации.
Реализация нового законодательства
31 октября на заседании в Совете Федерации было рассмотрено выполнение требований Федерального закона № 180-ФЗ. Сенаторы подчеркнули, что процедура техучёта должна предусматривать инвентаризацию, паспортизацию, а также создание и ведение архива документации по жилому фонду. На сегодняшний день 61 регион уже внедрил нормативную базу для этого процесса, а в 12 из них началось активное обследование состояния зданий. Региональные власти также получили возможность использовать данные из систем БТИ.
«Сохранились бюро только в 39 регионах, и поэтому остальным требуется искать альтернативные способы сбора информации», – утверждает Анна Огурцова, заместитель главы департамента стратегических проектов Минстроя России.
Приоритетные меры для эффективного учёта
Полный и актуальный учёт многоквартирных домов позволит более рационально использовать бюджетные средства на капитальный ремонт и выстраивать приоритеты в проведении работ. Участники заседания высказали ряд предложений для улучшения процесса учета:
- Установить единые правила для всех регионов, чтобы избежать произвольного подхода;
- Переходить к единообразным методикам в техучёте;
- Проводить обследование жилого фонда, основываясь на новых стандартах, утверждённых Минстроем.
По мнению статс-секретаря и замруководителя Росреестра Алексея Бутовецкого, необходимо четко определить перечень действий для инвентаризации и паспортизации, соотнося их с результатами кадастровых работ.



























