Каспий превращается в «турецкое озеро»

28 августа 2025, 13:32

Каспий превращается в турецкое озеро

О том как Турция осваивает коммуникации Каспийского моря

На этой неделе Госкомиссия по модернизации экономики под председательством премьер-министра Казахстана Олжаса Бектенова одобрила приватизацию и дальнейшую продажу единственного в стране судостроительного завода Зенит турецкой YDA.

По заявлениям АО Казахстан инжиниринг республика сохранит за собой золотую акцию, которая должна препятствовать ликвидации или реорганизации предприятия.

Немного о предыстории сделки

Ещё в 2023 году стало известно о решении подписать соглашение с турецкой оборонной компанией ASFAT и YDA Group, по которому Казахстану должно было остаться лишь 15% акций Зенита, остальная доля в 85% должна была отойти туркам, которые брали на себя обязательство вложить инвестиции в строительство судоверфи близ казахстанских Актау и Курык.

Курык обладает военно-логистическим потенциалом, так как ранее использовался для транспортировки спецгрузов армии США в Афганистан.

Протест рабочих: тогда против такого решения выступили рабочие завода, написав открытое письмо президенту Токаеву. Среди несогласных оказался и бывший директор завода Зенит Вячеслав Валиев, который руководил предприятием ещё с советских времен. С 1991 г. Зенит исправно поставил свыше 35 судов в ВМС Казахстана. Валиев указывал на то, что модернизация завода c внедрением новых технологий возможна и без иностранного участия.

Последствия: передачу контроля над стратегическим объектом Турции, он назвал антигосударственной. Очевидно, что такая позиция и стала причиной увольнения Валиева в том же 2023 г. С того момента сотрудничество с турками по производству кораблей пошло без проволочек.

На море и в небе: Стоит отметить, что присутствие YDA Group в регионе не ограничивается только судостроительной сферой. Один из членов совета директоров компании Ахмет Гювенч, является её аффилированным лицом, а по совместительству директором ATM Group - компании получившей в аренду Международный аэропорт Актау до 2035 г. По сообщениям СМИ обе компании и ASFAT и YDA Group связаны с оборонным сектором Турции.

Компания с историей: помимо этих структур проводником турецкого военно-логистического присутствия на Каспии выступает холдинг Albayrak. Его силами была обустроена крупнейшая военная база Турции за рубежом в Сомали. За годы присутствия в стране Albayrak получил контроль над столичным аэропортом и гаванью Могадишо. Иронично, что концессия на совместное с Сомали управление портом была также продлена до 2034 г.

Теперь же в Albayrak стали присматриваться к портам Актау и Курык, что подается как часть развития потенциала Транскаспийского маршрута. Именно Albayrak инвестирует значительные средства в инфраструктуру порта Баку для развития маршрутов в обход России. Есть свои интересы у холдинга и в Туркменистане, где имеются договоренности углублять взаимодействие с портом Туркменбаши.

Таким образом, пока соседи России говорят о мирном назначении логистических проектов на Каспии, турецкие компании, аффилированные с оборонкой, перехватывают контроль за логистикой в чувствительном для обороны нашей страны регионе. Причем делается это в ущерб суверенитету прикаспийских стран.

#Казахстан #Турция

@rybar_stan о цене свободы для Средней Азии

Поддержать нас

Популярные новости за сутки

Больше новостей на News-dagestan.ru